Горный Алтай 2003

Алтай 40
40 увеличить

Путевые заметки

Прежде всего, хочу выразить благодарности Сергею (на фотографии он угрожает мне помидором), который всё это придумал и здорово организовал, нашему проводнику Жене и всем, с кем мы разделили впечатления и трудности.

Ирина Фролова

С чего всё началось
Думая, как бы провести в этом году отпуск, я наткнулась в Интернете на маленькое объявление. С этого всё и началось. В Горный Алтай на лошадях - когда-то я об этом мечтала. Но так давно, что уже успела забыть. И тут поняла, - когда же ещё, если не сейчас!

Подготовка
Всё проходило необыкновенно гладко. И в этом большая заслуга Сергея. Он собирал людей, звонил, договаривался с транспортом, с проводником. В итоге нас было восемь человек, все из Москвы. И вообще, что должно произойти происходит само собой.

Начало
Путешествие началось с того, что наш рейс отложили на 5 часов, и нам пол ночи пришлось сидеть на газоне Шереметьева. В Новосибирск мы прилетели утром и сразу поехали в Чемал. С машиной нам опять "повезло". Эта развалюха то и дело ломалась, так что вместо восьми часов мы ехали часов 12. По пути прикинули, сколько и каких продуктов нам надо с собой взять, и купили это всё по дороге. Гречка, рис, тушёнка, сгущёнка, чай, водка и всё такое прочее. Только не смогли найти хлеб - вечером его не было ни в одном магазине. В Чемале были уже ночью. Оттуда ещё два часа на грузовике по грунтовой дороге. Пару раз приходилось переезжать через реку без моста - они практически развалились. На кордон приехали глубокой ночью и полегли спать, в кромешной темноте так и не увидев, куда попали.

Кордон
Можно сказать, что на этом наши проблемы и закончились. Утром мы проснулись, как новые, и пошли изучать окрестности. Кордон - это небольшой домик, разделённый пополам. В одной половине живут люди: приезжают и уезжают проводники, конюхи, а во второй - свалены сёдла и всё пропахло конским потом. Но в холод и в дождь мы были рады возможности поспать под крышей, не на земле, так что люди там ночевали.
Электричества на кордоне нет, вода - в речке, зато речка горная и очень чистая. Правда, около 5 градусов, но после парной мы в неё ныряли с удовольствием.
Баня - это самое лучшее, что есть на кордоне! Если б не она, мы бы точно вернулись в Москву калеками.
Сейчас это место представляется таким диким, но после гор кордон нам показался просто центром цивилизации.
Светило солнце, вокруг были горы, чистая буйная зелень, река и кони. А что ещё нам было надо? Выспались, попарились, собрали вещи и в 2 часа только отправились в путь.

Маршрут
Мы договорились с проводником, что пойдём на Уймень озеро в горах. Рассчитывали дойти за 4-5 дней и побыть два дня там. Наши мужчины взяли с собой удочки и хотели порыбачить - там водится хариус. А потом вернуться уже по другой дороге, с другой стороны хребта. Так что в горах мы собирались провести 10-12 дней.

Лошади
Лошадки местной алтайской породы - это не какие-нибудь клячёнки, а крупные, сильные животные со спокойным нравом. Их никогда никто не кормит, они не знают что такое морковка или сахар, не то, что наши московские. Летом и зимой они на подножном корме. Говорят, летом отъедаются, а за зиму худеют. По горам лезут не хуже горных козлов.
Нам дали хороших лошадей. Идти было далеко. Мы же по своему маршруту шли. Переходы были большие. Как с утра садились в седло, так, не останавливаясь, и шли до вечера по 7-9 часов. Для туристов программа значительно легче, это мы поняли, когда ещё до обеда второго дня пути проехали мимо этих самых туристов. Они стояли в очень красивой долине, говорят, пили много водки, а днём выбирались на лошадях по окрестностям.

Горы!!!
Когда мы отправились по дороге в горы, мы даже не могли себе представить, что нас ждёт впереди. Погода была прекрасная, мы смотрели по сторонам и восхищались красотами Алтая. Вокруг была такая яркая чистая зелень, какой нигде не увидишь: множество цветов, красная и чёрная смородина, земляника, малина, жимолость... Сначала шли по лесу, потом дорога повернула круто в гору. В горах, конечно, нет дорог, есть только охотничьи тропы, уже натоптанные лошадьми, иногда мы шли напрямую.
Алтайские горы не высокие, примерно 2500 м, они достаточно пологие, бывают плоские наверху, но есть и скалистые места. Кое-где на вершинах лежит снег, тут же вокруг растут цветы. Это такая красота, невозможно описать словами! Фотографии, к сожаленью, не передают и сотой части того впечатления, какое испытываешь в горах. Это ощущение простора, чистоты, красоты. Совершенно неземной свет. Кажется он и сверху, и снизу, и со всех сторон. Кажется, душа замирает и улетает, или не улетает даже, а соединяется со всем вокруг и набирается какой-то первозданной силы. Вот ради этого чувства радости можно было терпеть все физические неудобства, которых, конечно же, было немало.

Фотографии
Фотоаппарат способен выхватить только маленький кусочек из общей картины, это было так обидно. Ещё одну простую вещь я поняла, только когда их напечатала. Горы выглядят горами только снизу. Когда их снимаешь сверху, они похожи на ямы. Вековые кедры выглядят, как зелёная травка, а горные речки и озёра - как лужицы и ручейки. Зато небо - оно в горах совсем другое: и звёзды крупнее, и облака рядом. Мы всё время спорили, куда это мы вошли, в облако или в туман. Я всё же считаю, что мы проезжали через облака.

Растительность
По мере того, как мы поднимались, ландшафт резко менялся. Если внизу была буйная зелень, смешанный лес, травы и цветы в человеческий рост, то выше уже росли кедры и пихты. У кедров круглая крона, а пихты - острые, как стрелы. Если смотреть издали на гору, то хорошо видно, где что. Ещё выше в горах растут полукарликовые и карликовые берёзки. А наверху почти ничего нет: какой-то мох, карликовые растения, горный можжевельник. По берегам речек и ручьёв обычно растут очень красивые цветы - огромные синие колокольчики водосбора и оранжевая купальница, родиола (золотой корень), чемерица (кукольник), которой мой конь объелся однажды ночью, и чуть не откинул копыта, но всё кончилось хорошо. Ещё много дикого дельфиниума с сиреневыми и синими цветами, дикий пион.

Животные
Странно, но в горах почти нет птиц. Иногда мы видели парящих ястребов. Говорят, есть какие-то суслики, но они все прячутся в кустарниках. Водятся маралы. Мы видели только их следы. Однажды проезжали стадо яков. А вот на кого нам удалось посмотреть, так это на медведя. Правда, издали в бинокли. Но зато мы могли за ним долго наблюдать. Он ходил по склону горы по своим делам, иногда исчезая за деревьями, потом снова выходя на камни. Это был молодой зверь со светлой рыжеватой шерстью. Кстати, я теперь понимаю, откуда берутся рассказы про Биг Фута. След лапы взрослого медведя выглядит, как отпечаток огромной босой человеческой ноги. Это впечатляет. Ещё там водятся горные козлы, которых местные называют "бунами". Их мы тоже не встретили. Проводник всё время приговаривал: "Кричите громче, сейчас все буны сбегутся посмотреть, что такое...". Но мы не шумели вроде. А отдельные товарищи тихонько себе прослушали 33 симфонии Моцарта.

Погода
Погода - это то, от чего зависело всё. В горах она меняется очень быстро. Температура меняется мгновенно. Можно раздеться до купальника, а через 10 секунд уже натягивать на себя все тёплые вещи, или попасть под ледяной дождь, промокнуть до нитки и вымерзнуть. Поднимаешься на гору - ледяной холод, спускаешься с горы - лето.
Особенно малоприятно, когда идут проливные дожди. Когда мы собирались в горы, проводник посмотрел с сожаленьем на нашу одежду, и спросил, есть ли у нас купальники. "Да, конечно!" - сказала я. Он странно глянул на меня, ушёл и принёс нам настоящую одежду. Кому длинные резиновые сапоги, кому шахтёрские штаны и куртку. Мне достался химзащитный плащ. Я прозвала его "плащ маньяка", потом так его полюбила, что хотела забрать с собой в Москву, не очень уже представляя, как я без него буду жить. Другая девушка в своём плаще сильно смахивала на Бэтмена. И вообще, с головой там явно что-то происходит. Наша цивилизованная жизнь кажется такой нереальной, тепличной, далёкой. У меня вообще всё из головы вылетело. Просто всё. Кажется, я даже думать словами перестала, а только смотрела и смотрела вокруг в совершенном восторге. Проводник откровенно посмеивался над нашей некоторой неуклюжестью. Правда, только первые день-два. Он мгновенно мог найти сухие дрова, разжечь костёр, натянуть тент. Он спал под "кедрой" (как там говорят), где сухо даже в самый проливной дождь, в сшитом из козьих шкур спальнике. А мы подмерзали в своих палатках.

Маршрут
В первый день мы шли около четырёх часов. Сразу попали в грозу. Проводник нас торопил, потому что земля быстро раскисала и становилась глинистой и скользкой, а нам надо было спускаться по крутому каменистому склону. Чтобы не перевернуться, мы слезали с лошадей и вели их. Часов в семь вечера мы пришли к месту для стоянки, поставили палатки под проливным дождём, натянули тент, развели костёр и стали сушиться и готовить ужин. И так было каждый день. Приходилось снимать с себя всю одежду, выжимать её, выливать воду из сапог и сушить это всё у костра. Только в первый вечер мы никак не могли найти, где что лежит, потому что вещи были распиханы по арчемакам по принципу равномерности веса груза, чтобы лошадям было удобно. Потом мы уже ориентировались почти мгновенно.
Следующие дни мы шли гораздо большие расстояния. Поднимались на горы, спускались. Погода по-прежнему была очень переменчивая: то светило солнце, то шли дожди, грозы. Но каждый вечер неизменно мы были насквозь мокрые и сушили вещи у костра. Во всяком случае я. Изредка нам попадались на пути люди с рюкзаками. Их, честно говоря, было жалко. На лошади куда удобнее, невзирая на боль в ногах первые дни с непривычки.
Случались с нами небольшие неприятности. И почему-то всё с моим замечательным конём. Однажды он провалился в болото. (Да, в горах тоже бывают болота). Еле вытащили. Потом он объелся кукольника, был весь в мыле, потел и падал. Но всё же пришёл в себя. А в последний день он расковался. "Ты, крыса, такая-растакая (не рискну повторять целиком эти выражения), не возьму тебя больше в горы!" - приговаривал проводник на лошадь. "Ты же их любишь, чего так ругаться? - спрашивала я его, - ну почему жаба???". Оказалось всё просто: "А что он дуется, подпруги не сходятся" - комментировал свои ругательства проводник.

Но наша цель была Уймень озеро. И мы пришли туда на четвёртый день. По дороге нам встречалось много маленьких озёр, но это было совсем другое. Это было достаточно большое озеро со всех сторон окружённое горами, поэтому там было тепло и очень зелено. Такая "Земля Санникова". Мы поставили палатки, развели костёр. Ребята сразу же отправились на рыбалку. Следующий день мы отсыпались и отъедались. Правда, ели одного хариуса. Уха с утра, потом рыба жареная, потом в фольге, потом в сухарях, опять уха. Вкусно, конечно, но поднадоело. Ещё варили себе компот из жимолости. Она там огромная, спелая, но ужасно горькая, так что с сахаром в самый раз. А чай заваривали из листьев дикой чёрной смородины, которые в тех краях необыкновенно ароматные и даже смолистые. Лошади тоже отдыхали. Их мы стреноживали, чтобы далеко не ушли и отпускали пастись. Погода стояла прекрасная. Мы загорали, гуляли, собирали жимолость, фотографировали окрестности в нормальных условиях, а не с лошади на ходу.
Пробыв там два дня, мы отправились дальше. В часе езды от озера был маленький островок цивилизации под названием "подстава". Когда-то туда прилетали на вертолётах геодезисты, построили избушку, но сейчас там жил летом дед Алексей (на фотографии он с уловом). Он просто приехал на лето порыбачить. Построил небольшую баньку из кедровых брёвен, которая очень нас привлекала возможностью помыться и погреться. Вот как раз там, на подставе, мы и наблюдали за медведем. Там же было ровное место, где мы поскакали на отдохнувших за это время конях в седле и без седла, в кою пору сняв с них тяжёлую поклажу.
Мне там ещё понравилось тем, что это была первая тёплая ночь в горах, потому что я спала в бане. А наутро меня поздравляли с днём рожденья. Вместо обычного нашего лакомства хлеб-сгущёнка, хлеб-майонез у нас был тортик в кастрюльке, приготовленный девочками из печенья, сгущёнки орехов и изюма. Очень вкусный был тортик! А вечером ещё достали припасённую бутылочку Мартини. Вообще дни рождения у меня случались где попало. Но в горах впервые. Хотя в своё время я родилась на Алтае. Поэтому я про себя решила, что замкнулся какой-то круг. И в самом деле, после возвращения домой я почувствовала себя совершенно по-другому, а события в моей жизни стали разворачиваться стремительно.

Сверхъестественное
Ничего сверхъестественного с нами не произошло. Правда, две ночи на озере (остальные ночи были пасмурными) мы наблюдали довольно крупные и яркие летающие объекты, но мы решили, что это спутники. Просто в горах мы к ним ближе, поэтому они такие огромные, возможно что-то стартовало с Байконура, но вряд ли два дня подряд.
Никаких шаманов мы не встретили. Только на вершинах гор торчат такие длинные шесты, и каждый проезжающий или проходящий мимо может кинуть туда камень, загадав желанье. Считается это подношением местному языческому алтайскому Богу. Я каждый раз, проезжая мимо этих каменных куч с шестом посередине, кидала камень и загадывала что-то. Не знаю, от этого ли, но после возвращения мои желанья сразу же начали материализовываться.

Но я отвлеклась.
Назад возвращались другой дорогой. Мы вышли из долины и сразу же со свежими силами поднялись на перевал по очень крутому каменистому склону. Наверху было жутко холодно и темно, дул сильный ветер, вокруг бегали грозовые тучи, хлестал дождь. Но, несмотря на всё это, самое захватывающее впечатление осталось именно от вершин гор. Есть в них какая-то необыкновенная сила и величие, притягательность. Даже не знаю, как это описать. Но очень не хотелось уходить именно оттуда. И вернуться хочется именно туда.
Остальные дни прошли в переходах. Погода и ландшафт стремительно менялись. Шли помногу. Очень уставали к вечеру, почему-то отекали. Может оттого, что спали на земле, может просто от усталости. Но фотографии свои по этой причине не особо хочется показывать, там мы на себя не очень похожи.
Последнюю ночь мы провели в охотничьей избушке. Хоть она была и маленькая, но поместилось нас там 5 человек. Там был пол, нары и даже буржуйка. Зато уж шли мы к ней через перевал без дороги, ведя лошадей по спуску и продираясь через камни и сплетённые полукарликовые берёзы. Я несколько раз падала и потом была вся в живописных синяках. Все уже хотели "домой", на кордон, в баню. К тому же продуктов оставалось в обрез, и мы размечтались, как съездим за едой и пивом, как сделаем шашлык. Потому что две банки тушёнки вперемешку с гречкой на 9 человек, это не самая вкусная еда, хотя и вполне нормальная.
В последний день нам уже оставалось не много пройти. Погода наладилась, светило солнце, кругом буйствовала зелень. Мы спустились с гор на дорогу. Последние 18 км по дороге лошади бежали рысью, почувствовав возвращение. Все были рады. На кордоне мы отдохнули ещё пару дней. Выспались, погуляли, разобрали вещи, попарились в баньке.
В последний вечер устроили прощальный пикник. Все сожалели, что уезжаем. Все хотели вернуться туда опять. Некоторые даже насовсем.

Отъезд
Настал день нашего возвращения. Опять грузовиком по бездорожью до Чемала. Странное такое чувство испытываешь, когда после гор впервые наступаешь на асфальт. Я чуть не потеряла равновесие, потому что он показался мне противоестественно ровным. Там погуляли по окрестностям, потом присели в местном кафе, заказали себе человеческой еды и стали ждать обещанной машины. В этом кафе мы впервые глянули на себя в большое зеркало после двух недель, сначала было страшновато.
Нас опять ждали сюрпризы. Машина всё не приходила, дозвониться до них было невозможно. Искать что-то ещё на 500 км тоже сложно. Мы ждали, время уходило. Стемнело, лил проливной дождь. Мы уже почти смирились с тем, что опоздаем на самолёт. Но машина всё-таки за нами пришла, только часов на 6 позже. Ехали всю ночь, не останавливаясь ни на минуту. Водитель был уставший, после рабочего дня и периодически засыпал за рулём. В аэропорт приехали за 5-10 минут до вылета самолёта. Побежали договариваться с Аэрофлотом. И просто чудом попали всё же на этот рейс, который из-за нас задержали на пол часа.

Закончилось наше путешествие, но остались впечатления, друзья и необыкновенный заряд душевных сил. Не знаю когда, но я точно уверена, что туда я поеду опять. И все остальные наши тоже туда ещё вернутся. Хотелось бы снова вместе, но это уж как получится.